среда, 30 марта 2016 г.

Речь заходит о законе1, который Глава государства РФ Владимир Владимирович Путин занёс в государственную думу в середине марта. Согласно точки зрения специалистов, одним из самых дискуссионных вопросов, которые появятся при его дискуссии парламентариями, станет вопрос субсидирования. Дело в том, что, с одной стороны, законом предусматривается уменьшение количества присяжных в комиссиях, формируемых в областных и одинаковых им по уровню судах, с 12 до 8 человек, в связи с чем должны снизиться затраты на вызов кандидатов в присяжные и материальное обеспечение участвующих в судебном разбирательстве присяжных.

Иначе, в случае принятия проекта законодательного акта количество дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных, увеличится многократно, потому, что он предполагает возможность формирования комиссий присяжных в судах общей юрисдикции, а также в гарнизонных военных судах2 (комиссии будут складываться из шести человек). На осуществление таковой реформы потребуется в районе 12 млрд рублей., сказал член комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному закону Рафаэль Марданшин в процессе прошедшего вчера в "Парламентской газете" круглого стола: "Чем займутся народные присяжные в Российской Федерации?".

К подсудности присяжных в судах общей юрисдикции предлагается отнести дела о ряде очень тяжких правонарушений, в частности об убиениях с отягчающими условиями (ч. 2 ст. 105 УК РФ), по которым в качестве в наивысшей степени строгого вида наказания фактически не в состоянии быть избраны пожизненное лишение свободы либо расстрел , не смотря на то, что вообще говоря они предусмотрены подобающими статьями УК РФ в качестве санкции за осуществление этих деяний, – к примеру, когда обвиняемыми являются женщины, не достигшие совершеннолетия граждане либо мужчины старше 65 лет (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ). Помимо этого, законом предлагается наделить присяжных в судах общей юрисдикции правом на рассмотрение дел о простых убиениях (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Так, в случае принятия проекта законодательного акта право ходатайствовать о разбирательстве дел судом присяжных получат свыше 15 тыс. обвиняемых – поэтому столько дел по поименованным составам правонарушений рассматривается судами общей юрисдикции за год (на базе данных за 2014 и 2015 годы), подчёркивается в пояснительной записке к нему. Вследствие этого, даже не обращая внимания на то, что не все обвиняемые оперируют таким правом, возможно предрекать повышение числа пересматриваемых народными присяжными дел с нынешних 600-700 в год до нескольких тысяч, что, очевидно, повлечет большие затраты, выделил Рафаэль Марданшин. Однако он не сомневается в том, что закон будет принят, в частности по причине того, что судейское сообщество в общем его одобряет.

Но предлагаемые законом изменения – это далеко не окончание реформы института суда присяжных, убеждён парламентарий. Следующий вопрос, который уже обсуждается экспертным сообществом, – о возможности отнесения к подсудности суда присяжных дел по ряду экономических правонарушений. "Зная статистику о том, что суды присяжных выносят больше оправдательных приговоров суда, считаю, что необходимо наделить их правом пересматривать кое-какие экономические правонарушения, чтобы переломить существующую направленность обвинительного уклона: когда бизнесмен, произведя налоговую оплошность, немедленно попадает под уголовное преследование и получает настоящие уголовные периоды", – подчеркнул Рафаэль Марданшин. Наряду с этим стоит учесть, что для разбирательства экономических правонарушений нужны конкретные познания в сфере экономики, налогового права, бухучета. Исходя из этого народные присяжные, участвующие в разбирательстве таких дел, должны будут, как минимум, иметь экономическое образование. С таковой точкой зрения согласен председатель московской коллегии адвокатов "Карабанов и партнеры" Александр Карабанов. Он кроме того внес предложение поразмыслить о создании особых баз, которые бы содержали сведения о присяжных, компетентных в определённых областях.

Статс-секретарь Федеральной палаты юристов РФ Константин Добрынин со своей стороны подчернул, что адвокатское сообщество в общем одобряет закон, но предлагает в возможности законодательно уладить еще такие вопросы, как увеличение престижа статуса присяжного заседателя, в частности за счет представления народным присяжным конкретных преференций, и обеспечение действенной защиты присяжных для недопущения принятия ими оправдательных приговоров суда "из страха". Решение этих вопросов, и формирование у граждан "привычки быть народными присяжными" окажет помощь повысить результативность судов присяжных, убеждён юрист.

Нельзя не подчернуть, что промежь парламентариев уже появились противники принятия проекта законодательного акта. Так, помощник председателя Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному закону Юрий Синельщиков сказал, что фракция КПРФ будет голосовать против принятия проекта закона, потому, что ее члены уверены в том, что подсудность судов присяжных необходимо не расширять, вдобавок больше сократить, чтобы разбирательством уголовных дел, тем свыше трудных, занимались опытные независимые судьи. А чтобы гарантировать право граждан на участие в отправлении правосудия, необходимо возвратить имевшийся в наличии в СССР институт народных заседателей и завлекать в качестве таковых поэтому компетентных в определённой области экспертов, заключил парламентарий.

Так, пока рано делать прогнозы о том, сколько изменений претерпит закон. До 20 апреля Комитет Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному закону будет принимать отзывы, предложения и замечания по документу, после чего будет избрана дата его разбирательства в первом рассмотрении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий