пятница, 1 января 2016 г.

Николай Тимошин: "Оказать влияние на принимаемые решения ВККС могут закон и обстоятельства"


В последние месяцы работа ВККС притянула повышенное внимание судейского сообщества. Согласовано это, в первую очередь, с неповторимым отбором судей в новые субъекты Российской Федерации. Но в основном некоторая бдительность появилась еще ранее, после работы СКК. Эта особая структура, отбирала кандидатов для объединенного ВС, и по итогам ее работы в кулуарах заговорили о многозначном "родственном фильтре", в то время как судей с значительным стажем "не пропускали" из-за работы участника семьи, к примеру, юрисконсультом (детальнее по тегу СККС тут>>). Среагировал и Совет судей, на его интернет сайте еще в прошедшем сезоне появилась информация о том, что готовится документ по разработке параметров отбора, но до сих пор движения нет, появятся ли какие-то новые нормы, неизвестно. Поболтать о работе квалифколлегий с "Право.Ru" дал согласие глава ВККС, судья Верховного суда РФ Николай Тимошин.
После работы Особой квалификационной комиссии, которая, бывало, отказывала кандидатам из-за работы участников семьи по правовым специальностям, в сообществе заговорили о "родственном фильтре". С чем согласовано его появление и интенсивное использование?
– Не знаю автора такого определения. Думаю, оно появилось вне стен Особой комиссии и тем свыше вне стен квалификационных комиссий. Но, дело не в обозначении направленности, каким бы метким оно ни было. Дело в сути. А она есть в том, что как до работы Особой комиссии, так и по сей день предпринимаются старания, чтобы исключить происхождение объективных условий для коррупционных проявлений. Исходя из этого и обращаем внимание на то, где и кем работают родственники кандидатов на судейские должности.
– Существуют ли критерии оценки вероятного воздействия на судью личности родственника?
– Такие критерии вырабатываются практикой. В большинстве случаев, речь заходит об исключении воздействия не на судью, а на принятие им решений. Настоящее, другими словами оказанное, воздействие возможно оценить, зная его характер и следствия. Тяжелее оценить его возможность. Из чего следует исходить при оценке поэтому вероятного воздействия? Из стадии родства? Но, случается, самые родные родственники не общаются, а посторонние люди имеют тесные контакты. Во всяком случае, такую постановку вопроса – оценить вероятное воздействие родственников – можно считать некоторой научно-реальной задачей. Мы руководимся статьями действующих нормативно правовых актов, которые гласят: кандидатом на пост судьи не может быть лицо, пребывающее в близком родстве либо качестве с главой либо помощником председателя того же суда.
Но выделю, это минимальные притязания. Практика шире и труднее, и могут в том родственные связи кандидата, которые могут оказать влияние на подобающее выполнение им должностных обязанностей, либо может появиться несоответствие между личной заинтересованностью кандидата и правами и абсолютно законными интересами граждан и компаний.
– Предполагается ли разработка документа, регулирующего оценку такого воздействия?
– Верховная квалификационная комиссия судей РФ такую разработку несобирается.
– А ведется ли у вас какая-то работа по конкретизации параметров отбора судей?
– Нет. Критерии общего режима и принципиального значения установлены всем известными законами и Законом РФ "О статусе судей в РФ". Поменять их, на мой взор, нет никакой потребности. Совершается уточнение некоторых даже не параметров, я бы назвал их компонентами параметров, вдобавок процесс совершается в итоге естественной реакции правоприменителей на изменения законодательства. Например, за появлением норм права об увеличении борьбы со взятками квалификационные комиссии судей стали больше внимания отдавать обнаружению спора интересов, вдобавок потенциального спора интересов.
– На что тогда опирается квалифколлегия, принимая решение по тому либо другому кандидату?
– Опирается, в первую очередь, на закон. Любой кандидат может пристально прочесть Закон о статусе судей, конкретно его статьи 3, 4, и уяснить, каким формальным притязаниям он обязан отвечать и в чем будет недостаточен при избрании на пост. Если не отвечает по возрасту, образованию, стажу работы по правовой профессии и иным параметрам, незачем и обращение подавать: комиссия не сумеет допустить такого подателя заявления к участию в конкурсе. К тому же, он даже не вправе сдавать квалификационный экзамен. Но таковой отсев в квалификационных комиссиях судей видится редко.
А в общем кандидаты предоставляют комиссии большое количество информации о себе. Естественно, ее верность проверяется подобающими органами и службами. В случае если обнаруживается, что кандидат утаил что-то либо отметил недостоверные данные, закон не дает нам возможности советовать это лицо кандидатом на пост судьи. Таким образом забывчивость для будущего судьи, мягко говоря, нежелательна. И конечно, недопустимы чёрные пятна биографии в виде нарушений законов, проступков.
Крайне важно осознать, что проконтролированной и точной информации о кандидатах у комиссии, в большинстве случаев, довольно, чтобы мы имели возможность составить адекватное представление о человеке, его жизненном пути, работе, правилах, интересах, жизненных ценностях. И позже кандидата оценивают люди, чей опытный правовой и жизненный опыт тяжело а также нереально переоценить. Из совокупности точек зрения рождается коллегиальная оценка. А конкурсность отбора одна по себе повышает значение деталей, специфических моментов, когда при, вроде бы, иных одинаковых информации о кандидатах кто-то выделяется, к примеру, обширным опытом правовой работы, в большей степени высокими оценками экзаменационной комиссии и т. д.
Время от времени говорят, что кто-то имел возможность оказать влияние на принимаемое решение комиссии, но я не могу себе продемонстрировать, как возможно оказать влияние на 29 участников комиссии. И на своем опыте убеждаюсь – воздействовать могут, но лишь закон и определённые и убедительные обстоятельства.
– Нередко на совещаниях ВККС у кандидатов задают вопросы про нарушения административного законодательства. Какие считаются критичными, а какие возможно забыть обиду?
– Я думаю, как вы, так и общество разделяет нашу позицию в том, что состав проступка, форма вины, условия его осуществления и наказание могут оказать влияние на мнение о кандидате. Возьмем по два нарушения: нарушение правил употребления ремней безопасности и управление транспортом в состоянии наркотического опьянения; нарушение периода постановки на учет в налоговом органе и оказание денежной поддержки терроризму. Имеется отличие? На наш взор имеется, не смотря на то, что нарушения в одной области.
Нам кроме того весьма интересно иное. Судья произвёл, например, нарушение ПДД . Что дальше? Он начал ссылаться на свою неприкосновенность либо вовремя уплатил положенный штраф? В случае если 1-е, то судья заслуживает взимания, и такие случаи в практике Высшей комиссии были. В случае если второе, значит, судья исполнил обязанность уважающего закон человека, и у нас к нему нет требований. Такой же подход и к кандидатам-гражданам.
– Работу ВККС в Крыму "Право.Ru" освещало, и, по ощущениям, очень резко отличается процент тех, кто получает советы в крымские суды, от показателей по другой Российской Федерации (репортажи см

Почитайте дополнительно интересную заметку в области внешний вид изменений в устав. Это вероятно будет полезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий